Исследователи предлагают перемещать астероиды, прежде чем они станут угрозой

Иллюстрация астероида, пролетающего мимо Земли. Авторы и права: Aleksandra Sova via Shutterstock.

Нет сомнений в том, что астероиды представляют потенциальную угрозу для жизни на Земле. Просто вспомните динозавров, которым было очень нелегко, когда 65 миллионов лет назад в полуостров Юкатан врезался камень шириной в пару километров. Хотя с момента последнего серьёзного удара прошло довольно много времени, новый может произойти в любой момент, и нам лучше быть к этому готовыми.

Чтобы предотвратить такое бедствие, астрономы предложили две новые стратегии. Во-первых, мы должны ограничить количество полётов на астероиды, чтобы минимизировать антропогенные изменения их орбит. Во-вторых, мы должны активно управлять положением астероидов, чтобы вывести их на орбиты, которые будут безопасными в долгосрочной перспективе.

Новые динозавры

Космические камни постоянно падают на Землю. К счастью, подавляющее большинство из них – просто метеороиды, кусочки космического мусора размером не больше вашей руки. Когда они попадают в атмосферу, то быстро сгорают, превращаясь в красивые “падающие звёзды”. Более крупные могут сформировать достаточно яркую вспышку.

Примерно раз в пять лет камни шириной более 6 метров с шумом попадают в атмосферу Земли, взрываясь с такой же энергией, как и ядерная бомба, сброшенная на Хиросиму. К счастью, большинство из этих событий происходит в открытом океане (поскольку 70% поверхности Земли – это открытый океан), поэтому никто не замечает этого.

Согласно новому исследованию, астероиды, достаточно большие, чтобы стереть с лица Земли целые города, падают на нашу планету примерно каждые сто лет, а убийцы динозавров и того реже – раз в 15 миллионов лет, что, однако, в 10 раз чаще, чем считалось ранее.

Исследователи предлагают перемещать астероиды, прежде чем они станут угрозой

Крупный астероид, несущийся к Земле. Авторы и права: ESA.

Но эти события действительно случаются, и, как известно, астероиды очень трудно обнаружить. Проблема в том, что эти объекты, как правило, маленькие и не блестящие, что делает их невероятно тусклыми и трудными для наблюдения в наши телескопы. И даже когда мы их видим, предсказать их орбиты ещё сложнее. Это связано с тем, что для небольших неровных объектов, таких как астероиды, на их траекторию могут влиять самые разные вещи – скорость вращения, неравномерное нагревание и охлаждение, случайные столкновения с другими объектами и даже гравитация далёких планет – всё это способствует рандомизации их орбит.

Итак, помимо ожидания и наблюдения, что мы можем сделать, чтобы предотвратить катастрофические удары?

Ключевой момент

Нынешняя стратегия “остановить астероиды от уничтожения всех нас” состоит в том, чтобы постоянно следить за небом в поисках угрожающих нам астероидов, которые потенциально могут пересекать орбиту Земли. Считается, что если бы мы вовремя заметили крупный астероид, то мы могли бы запустить своего рода миссию, чтобы попытаться отклонить его.

Пока что нет известных астероидов такого рода, но это может измениться в любой день, либо потому, что мы видим астероид, который мы не видели раньше, либо потому, что какой-то естественный процесс сдвинул астероид с безопасной орбиты на опасную.

Но не только случайные природные процессы могут повлиять на орбиту астероидов говорится в новом исследовании, проведённом сотрудниками Института космического пространства Университета Британской Колумбии.

Исследователи предлагают перемещать астероиды, прежде чем они станут угрозой

Это составное изображение астероида Бенну собрано из 12 изображений, полученных 2 декабря космическим зондом OSIRIS-REx с расстояния 24 километров (15 миль). Авторы и права: NASA / Goddard / University of Arizona.

Оказывается, невинные полёты к астероидам также могут иметь серьёзные последствия. Проблема связана с гравитационными “замочными скважинами” или относительно крошечными областями в космосе, где планета может гравитационно влиять на астероид таким образом, что он изменит свою траекторию. Замочные скважины особенно опасны, потому что невероятно трудно предсказать, когда конкретный астероид попадёт в неё; всё, что требуется, – это небольшой толчок, чтобы перейти от “просто ещё одной скалы” к “угрозе для человечества”.

В качестве примера исследователи изучили астероид 99942 Апофис, который приблизится к Земле в 2029 году. Оказывается, у этого астероида есть удивительно большое количество замочных скважин рядом с его текущей орбитой. В настоящее время не прогнозируется, что Апофис попадёт в одну из них. Но если будущая миссия к астероиду пойдёт наперекосяк – например, крушение вместо приземления – это может привести к тому, что Апофис окажется в замочной скважине, и нам придётся что-то с этим делать.

Апофис – лишь один из примеров, но поскольку космические агентства планируют будущие миссии по изучению астероидов, а интерес к космической добыче полезных ископаемых продолжает расти, мы должны быть осторожны. Итак, вот совет для миссий с астероидами: тщательно выбирайте астероиды – не только для облегчения доступа, но и для уменьшения потенциального вреда, если миссия пойдёт не по плану.

Остановить распространение

Исследователи отметили, что концепция замочных скважин вызывает ещё одно интересное обсуждение. Скажем, однажды мы обнаружим ещё один астероид, который движется по траектории, которая располагается слишком близко к Земле. Если бы мы изменили его траекторию, он пролетел бы гораздо дальше. Но этот манёвр может подтолкнуть астероид к замочной скважине, что повысит риск столкновения с Землёй в будущем.

С другой стороны, некоторые астероиды далеки от орбиты, пересекающей Землю, но, естественно, находятся рядом с одной или даже десятками замочных скважин, поэтому они представляют больший риск стать угрозой в будущем.

Исследователи предлагают перемещать астероиды, прежде чем они станут угрозой

Астероид Итокава занимает центральное место на этой фотографии, полученной космическим аппаратом “Хаябуса” в октябре 2005 года. Авторы и права: JAXA.

Итак, каков лучший подход? Нет простого ответа. Исследователи заявили, что некоторые астероиды следует оставить в покое, чтобы они могли кружиться возле Земли, потому что риск столкновения для них меньше, чем риск попадания в замочную скважину, если мы их переместим. Но другими следует активно управлять, даже если они не представляют большого риска в данный момент.

В конце концов, как выяснили исследователи, поиск безопасных гаваней для астероидов – орбит, которые не пересекаются с Землёй и не находятся рядом с замочными скважинами – будет индивидуальным для каждого космического камня.

Другими словами, мы должны быть очень осторожны.

Источник: universetoday.ru