Учёные размышляют о том, как получить образцы со странного спутника Сатурна Титана

Миссия по возврату образцов с Титана. Авторы и права: NASA.

Миссия по возврату образцов со спутника Сатурна Титана может привести к обнаружению неожиданных форм жизни, а также химических соединений, которые не встречаются на Земле. Команда исследователей НАСА разрабатывает концепцию миссии, в которой метановые озёра Титана будут использоваться в качестве источника топлива для полёта космического корабля домой.

Спутник Сатурна Титан – загадочный мир. Второй по величине спутник в Солнечной системе, Титан больше, чем планета Меркурий, и единственное место в Солнечной системе, где есть реки и озёра. Однако, эти реки и озёра наполнены не водой, а углеводородами, такими как метан. Несмотря на это на Титане всё таки есть вода – целый океан под ледяной поверхностью спутника. Атмосфера Титана также богата азотом, как и атмосфера нашей планеты.

Команда инженеров из Исследовательского центра Гленна в Кливленде недавно получила грант НАСА в размере 125 000 долларов США за инновационные передовые концепции (NIAC), чтобы изучить возможность доставки на Землю образца материала из этого интригующего мира. Программа NIAC специализируется на финансировании технологий, которые ещё не готовы к запуску, но предлагают интригующие преимущества для будущих исследовательских миссий.

На этой цветной инфракрасной мозаике, полученной в ближнем инфракрасном диапазоне космическим зондом “Кассини”, видно, как Солнце освещает северные полярные моря Титана. Авторы и права: NASA JPL.

Хорошая новость заключается в том, что приземлиться на Титане будет намного проще, чем семь минут ужаса при приземлении на Марс. Атмосфера Титана в шесть раз толще атмосферы Земли и обеспечивает достаточное сопротивление, чтобы замедлить посадочный модуль для мягкого приземления даже без использования ракет.

“Мы ожидаем, что посадка на Титан будет относительно простой”, – говорится в заявлении Стивена Олесона, главы Compass Lab в Гленне, которая занимается концептуальным проектированием космических кораблей для НАСА.

Мировое научное сообщество впервые получило снимки Титана благодаря миссии “Кассини”, которая находилась на орбите вокруг Сатурна в период с 2004 по 2017 годы. За это время космический зонд совершил более сотни облётов крупнейшего спутника планеты. Странный мир, который открыл нам “Кассини”, вызвал ещё большее научное любопытство.

Учёные полагают, что в подповерхностном водном океане Титана может существовать жизнь, подобная той, что обитает в самых глубоких регионах земного океана. Несмотря на температуру в минус 179 градусов по Цельсию и давление воздуха на 50% большее, чем на Земле, поверхность углеводородного озера тоже может быть полна жизнью. Однако, эта жизнь может сильно отличаться от земной.

Более того, учёные, изучающие поверхность и атмосферу Титана, обнаружили класс химических соединений, называемых толинами, которые не встречаются на Земле. Учёные считают, что эти соединения могли сыграть ключевую роль в возникновении жизни на молодой Земле миллиарды лет назад.

Зонд Dragonfly (“Стрекоза”) на поверхности Титана. Авторы и права: Johns Hopkins APL.

В образце с Титана можно было бы найти много чего интересного. Для возврата образцов на Землю, как предполагает команда из центра Гленна, пригодятся поверхностные метановые озёра.

“Для производства ракетного топлива на Титане не потребуется химическая обработка – нужны только труба и насос”, – сказал Олесон. “Метан уже находится в жидком состоянии, поэтому он готов к использованию”.

Команда Compass Lab теперь занята поиском наиболее эффективного способа для производства жидкого кислорода, чтобы топливо могло гореть. Один из вариантов – растопить “камни” водяного льда Титана с помощью ядерного источника тепла.

Хотя концепция возврата образцов может никогда и не реализоваться, в ближайшее время Титан может ожидать робота-посетителя. Dragonfly – это восьмилопастный винтокрылый аппарат, который должен начать восьмилетнее путешествие к системе Сатурна в 2027 году.

Источник: universetoday.ru